Материалы надувных лодок. Из чего делают надувные лодки?

13/01/2016
автор Сергей Губа
Материалы надувных лодок. Из чего делают надувные лодки?

Сейчас надувные лодки - точнее, баллоны надувных лодок - изготавливаются из армированных или неармированных (пленочных) материалов, эластомерных (синтетические резины, редко - натуральная резина) или пластомерных (разные модификации поливинилхлорида - ПВХ). Используются также термоэластопластики, сочетающие эластичность резин и прочность и легкость обработки ПВХ (например, полиуретан), но из-за сравнительной дороговизны такие надувные лодки пока довольно редки. Традиционно материалы баллонов надувных лодок называют тканями. 

Надувные лодки из неармированных материалов - это так называемые пляжные надувные лодки. Многие называют неармированные надувные лодки «односезонными», хотя при малой интенсивности использования такие надувные лодки выдерживают дольше. Но однозначно: неармированные надувные лодки нельзя использовать как моторные надувные лодки.

Армированные материалы, из которых изготавливаются моторные надувные лодки и гребные надувные лодки, имеют основу-корд (синтетическая, редко - хлопчатобумажная ткань). Основа покрыта с обеих сторон эластомером или пластомером. Достоинством покрытия натуральной резиной считается меньшая стоимость сравнительно с ПВХ. Основные недостатки натуральной резины: максимальный риск отрыва от корда; низкая прочность и устойчивость к морской воде, нефтепродуктам, ультрафиолету, истиранию, гниению. Другие массово используемые для надувных лодок эластомеры - хайполон и неопрен (часто они сочетаются) - значительно выносливее. Но многократно дороже и натуральной резины, и ПВХ.

Современные надувные лодки преимущественно изготавливаются из ПВХ-материалов. Причем качественные надувные лодки изготавливаются только из многослойных специальных лодочных тканей.

Основные преимущества лодочных ПВХ-тканей:

  • Высокие прочностные параметры по показателям «сопротивление разрыву» и «сопротивление раздиранию».
  • Высокая светостойкость (надувные лодки сохраняют цвет и при длительной эксплуатации).
  • Морозостойкость, устойчивость к многократному изгибанию позволяют использовать надувные лодки ПВХ в северных широтах.
  • Показатель «прочность сварного шва на сдвиг» значительно превышает требования ГОСТов, ТУ и международных стандартов на лодочные материалы.
  • Матовое покрытие повышает грязеотталкивающие свойства; помогает сохранять достаточную эластичность в течение всего срока эксплуатации надувной лодки.
  • ПВХ надувные лодки дольше сохраняют форму благодаря минимальным продольным и поперечным удлинениям материала. (Поскольку в корде используются нити с малым количеством крученой).

Производители лодочных ПВХ-материалов, как правило, дают гарантию до 5 лет. Фактически материалы работоспособны 15-20 лет.

Среди многочисленных производителей ПВХ-тканей лучшими давно признаны Mehler Tehnologies (Германия) и принадлежащий этой группе компаний завод Technolen (Чехия);  Heytex Neugersdorf (Германия); Sioen Industries (Бельгия), Pennel et Flippo (Франция), Wonpoong (Южная Корея). Позже к лидерам прибавились южнокорейские LG Chem, Polytex International Co. Есть и другие хорошо зарекомендовавшие себя производители.

Надувные лодки BARK изготавливаются из материалов производства Mehler Tehnologies, Heytex, Wonpoong.

Кроме лодочных ПВХ-тканей, производится множество других: тентовые, для рекламных баннеров, для спецодежды... Эти ПВХ-ткани дешевле лодочных, и некоторые недобросовестные или неопытные производители делают надувные лодки из них. Выбирайте надувные лодки только сертифицированных производителей; проверяйте документацию, которая должна прилагаться к надувной лодке!

Надувные лодки - не только баллоны. Современные надувные лодки - и моторные надувные лодки, и гребные надувные лодки - довольно сложные плавсредства. Для деталей, комплектующих надувных лодок используются преимущественно модифицированные разновидности ПВХ (повышенной устойчивости к истиранию, низким и высоким температурам, ультрафиолету, агрессивным средам) или полиуретан. В веслах гребных надувных лодок используются обычно высокопрочные алюминиевые сплавы. В полах надувных лодок, сидениях, транцах моторных надувных лодок используется влагостойкая фанера. В надувных лодках BARK - ламинированная фанера повышенной влагостойкости.